Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Материал к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным?"

Дата: 22 января 2020 в 05:08
206 просмотров

«Как помочь ребёнку стать внимательным?»

«Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так!»

“Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главные помощники в этом могут стать мама и папа”.

     Слова о том, что на наших детей обрушивается огромный поток информации, стали уже банально­стью. Однако от этого не становится легче ни де­тям, ни родителям. Как часто психологи и врачи слышат: «Мой ребёнок — умный , но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает....».  И зачастую это действитель­но так. Не умея быстро сконцентрировать своё вни­мание, запомнить нужное и отсеять второстепен­ное, ребёнок просто «дрейфует» в безбрежном ин­формационном море.

     То, что память и внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. Но как это делать?

     На сегодняшний день существует немало мето­дов тренировки внимания и памяти.

Давайте разберёмся, что такое внимание?

     Вни­мание — это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружа­ющего мира на нас одновременно воздействует боль­шое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правиль­ных решений совершенно необходимо. Эту функ­цию психической деятельности и выполняет внимание.

     Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.

     Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

     Охарактеризуем основные свойства внима­ния, к которым относится концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

     Концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте. Человек с высокой концент­рацией внимания обычно отличается хорошей на­блюдательностью, организацией и, наоборот, чело­век, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

     Объём — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Для де­тей 7-8 лет число таких объектов колеблется от трёх до пяти. При хорошем объёме внимания ре­бёнку легче совершать операции сравнения, анали­за, обобщения, классификации.

     Устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте. Ребёнок с устойчивым вни­манием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.

     Переключение — намеренный перенос внима­ния с одного объекта на другой (осознанность отли­чает переключение от отвлечения внимания). Об индивидуальных особенностях переключения вни­мания можно судить по тому, насколько ребёнок быстро переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, мо­жет ли быстро закончить какое-либо занятие.

    Распределение — возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов. Об особеннос­тях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающими.

     Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

     Обучение в школе создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей.

    Попрошу вас отметить в анкетах, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях.

Анкета

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.

  2. Не может сидеть спокойно на месте, когда это требуется.

  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

  4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии).

  5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав до конца.

  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

  8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.

  9. Не может играть тихо, спокойно.

  10. Болтливый.

  11. Мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

  12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую  к нему речь.

  13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.)

  14. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений.

      Результаты: наличие у детей 8 из перечисленных 14-ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

  • Признаки гиперактивности (1, 2, 9,10)

  • Признаки невнимательности и отвлекаемости (3, 6,12,13)

  • Признаки импульсивности (4, 5,11,14)

     Мы не будем делать скоропалительных выводов. Чтобы выявить серьёзные нарушения, нужны серьёзные исследования. Такая анкета не позволяет нам назвать ребенка гиперактивным или поставить какой-то диагноз. Моя задача – помочь вам более пристально взглянуть на ваших детей, чтобы вы смогли вовремя увидеть проблему, если она есть.

     Внимание — это не раз и навсегда данное каче­ство. Внимание можно и нужно развивать! И глав­ными помощниками ребёнку в этом могут стать его родители.

     Существуют  эффектив­ные средства развития внимания — игры и игро­вые упражнения.

Упражнения на  развитие концентрации внимания

 «Самый внимательный»: внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком [п].

Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!

Упражнение на развитие навыка переключения внимания

     Работа с печатным текстом. Чередование правил подчёркивания и вычёркивания определённых букв. «Все буквы а подчеркнуть, а буквы о зачеркнуть».

     Охота на котадетям предлагаются тексты (одинаковые по ко­личеству слов и длине), вырезанные из журнала, газеты. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: К, О, Т, кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.

Упражнение на развитие распределения внимания 

     Выполнение двух разноплановых заданий. Например,  чтение текста и подсчёт ударов карандаша по столу.

     "Найди отличие"

     Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

     Ребёнок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передаёт ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.

     "Говори!"

     Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

     Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"

     "Слушай хлопки"

     Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

     Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

    "Съедобное — несъедобное", "Черное с белым не носить", "да" и "нет" не говорить и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.

Рекомендации родителям:

  • Помогите вашим детям стать внимательны­ми.

  • Развивайте внимание детей, используя реко­мендованные игры и подбирая другие.

  • Постарайтесь научить детей играть в шахма­ты и шашки.

  • Учите детей быть наблюдательными — уме­ющими наблюдать изменения, происходящие  в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.