Материал к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным?"
«Как помочь ребёнку стать внимательным?»
«Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так!»
“Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главные помощники в этом могут стать мама и папа”.
Слова о том, что на наших детей обрушивается огромный поток информации, стали уже банальностью. Однако от этого не становится легче ни детям, ни родителям. Как часто психологи и врачи слышат: «Мой ребёнок — умный , но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает....». И зачастую это действительно так. Не умея быстро сконцентрировать своё внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребёнок просто «дрейфует» в безбрежном информационном море.
То, что память и внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. Но как это делать?
На сегодняшний день существует немало методов тренировки внимания и памяти.
Давайте разберёмся, что такое внимание?
Внимание — это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относится концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организацией и, наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объём — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Для детей 7-8 лет число таких объектов колеблется от трёх до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.
Устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.
Переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания). Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько ребёнок быстро переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие.
Распределение — возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающими.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
Обучение в школе создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей.
Попрошу вас отметить в анкетах, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях.
Анкета
-
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
-
Не может сидеть спокойно на месте, когда это требуется.
-
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
-
С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии).
-
На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав до конца.
-
При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
-
С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
-
Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
-
Не может играть тихо, спокойно.
-
Болтливый.
-
Мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
-
Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
-
Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.)
-
Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений.
Результаты: наличие у детей 8 из перечисленных 14-ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:
-
Признаки гиперактивности (1, 2, 9,10)
-
Признаки невнимательности и отвлекаемости (3, 6,12,13)
-
Признаки импульсивности (4, 5,11,14)
Мы не будем делать скоропалительных выводов. Чтобы выявить серьёзные нарушения, нужны серьёзные исследования. Такая анкета не позволяет нам назвать ребенка гиперактивным или поставить какой-то диагноз. Моя задача – помочь вам более пристально взглянуть на ваших детей, чтобы вы смогли вовремя увидеть проблему, если она есть.
Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! И главными помощниками ребёнку в этом могут стать его родители.
Существуют эффективные средства развития внимания — игры и игровые упражнения.
Упражнения на развитие концентрации внимания
«Самый внимательный»: внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком [п].
Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!
Упражнение на развитие навыка переключения внимания
Работа с печатным текстом. Чередование правил подчёркивания и вычёркивания определённых букв. «Все буквы а подчеркнуть, а буквы о зачеркнуть».
Охота на кота: детям предлагаются тексты (одинаковые по количеству слов и длине), вырезанные из журнала, газеты. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: К, О, Т, кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.
Упражнение на развитие распределения внимания
Выполнение двух разноплановых заданий. Например, чтение текста и подсчёт ударов карандаша по столу.
"Найди отличие"
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребёнок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передаёт ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.
"Говори!"
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"
"Слушай хлопки"
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
"Съедобное — несъедобное", "Черное с белым не носить", "да" и "нет" не говорить и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.
Рекомендации родителям:
-
Помогите вашим детям стать внимательными.
-
Развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры и подбирая другие.
-
Постарайтесь научить детей играть в шахматы и шашки.
-
Учите детей быть наблюдательными — умеющими наблюдать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.