Электронные образовательные ресурсы Беларуси
<article>Инструктивно-методическое письмо
по использованию электронных средств обучения
в образовательном процессе
В целях развития процесса информатизации в сфере национальной системы образования в Республике Беларусь реализуются мероприятия программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 265 и отраслевой программы «Электронный учебник», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2006 №129, которыми предусмотрена разработка электронных средств обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлены на повышение эффективности и качества обучения учащихся.
Электронные средства обучения (далее – ЭСО) – программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
обучающие программные средства – обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;
программные средства (системы) – тренажёры, обеспечивают отработку умений учащихся, осуществляют самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;
контролирующие программные средства – программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение – формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации;
моделирующие программные средства предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;
демонстрационные программные средства обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
учебно-игровые программные средства позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);
досуговые программные средства используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.
ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Из числа эргономических требований к ЭСО, которые основываются на учете возрастных особенностей учащихся, целесообразно выделить требование, связанное с обеспечением гуманного отношения к ученику, организации в ЭСО интуитивно понятного интерфейса и простоты навигации, свободной последовательности и темпа работы (кроме работы с контрольными тестовыми заданиями, где время работы строго регламентируется).
Использование ЭСО в образовательном процессе
Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:
обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;
компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов; варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;
автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.
Обозначим ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:
мотивационный аспект – создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;
содержательный аспект – дополняют учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);
учебно-методический аспект – обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.;
организационный аспект – могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;
контрольно-оценочный аспект – позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.
Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога – найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе.
Любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведен с использованием ЭСО.
Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:
– класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая;
– вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;
– в классе постоянно находятся 2-3 компьютера.
Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.
Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.
Одним из условий эффективного использования ЭСО является анализ и самоанализ урока. Анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО может осуществляться педагогами по следующим критериям:
1) обоснованность и целесообразность использования ЭСО на уроке;
2) организация работы класса и каждого учащегося с ЭСО;
3) деятельность учителя во время работы учащихся с ЭСО;
4) деятельность учащихся во время демонстрации учебных материалов с помощью ЭСО;
5) деятельность учителя после окончания работы учащихся с ЭСО;
6) организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО;
7) соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.
Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:
– индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;
– предоставляет учащемуся инструменты исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;
– расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;
– расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);
– формирование информационной культуры учащихся;
– повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и методов обучения.
Гигиенические требования к организации образовательного процесса
При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться следующими нормативными документами:
– Санитарными правилами и нормами 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
– постановлением Министерства здравоохранения от 30 мая 2006 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-31 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».
–методическими рекомендациями «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)», утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2006 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2006. – № 15.
При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (далее – ПК) на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием ПК зависит от возраста учащихся, технических данных ПК, характера и сложности выполняемой работы.
В соответствии с последними рекомендациями длительность работы за компьютером не должна превышать:
– на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет – 10 минут; для учащихся (II-IV классов) – 15 минут; для учащихся V-VII классов, имеющих навыки работы с ПК, – 20 минут;
– на уроках информатики: у учащихся VIII-IX классов – 25 минут; у учащихся IX – X классов – 40 минут.
Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
– устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;
– проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
– подключать таймер к ПК или централизованно отключать свечение информации на экранах мониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;
– проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы с использованием ПК. При появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
– для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1-2 минут целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;
– для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3-4 минут.
Факультативные занятия с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать: у детей I-IV классов на игровых занятиях в заданном темпе – 10 минут, смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером, в свободном режиме – 30 минут; для детей, начиная с V класса на игровых занятиях в заданном темпе – 30 минут, смешанных занятиях – 60 минут. Обязательно соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.
Рекомендации по эффективному использованию ЭСО
С целью оптимизации использования ЭСО рекомендуем в общеобразовательных учреждениях иметь следующую документацию: журнал использования ЭСО в образовательном процессе, журнал учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО (включая мультимедийные презентации, разработанные педагогами).
Примерная форма журнала использования ЭСО в образовательном процессе
№ п/п |
Дата |
Учебный предмет |
Название ЭСО |
Класс, тема урока |
Ф.И.О. учителя |
Примечание |
Примерная форма журнала учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО
№ по реестру |
Название |
Разработчик |
Год разработки |
Краткое описание (аннотация) |
Место хранения |
Примечание |
Загрузка компьютерной техники
В соответствии с решением заседания Совета по проблемам информатизации системы образования при Министерстве образования Республики Беларусь от 24.06.2009 управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома рекомендовано увеличить загрузку компьютерных классов в учреждениях образования до 45 часов в неделю, уделив основное внимание внедрению ЭСО по учебным предметам.
Школьная библиотека – центр информационных ресурсов
В соответствии с Программой развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007 – 2016 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 № 725) предусмотрены мероприятия по планомерной модернизации библиотек общеобразовательных учреждений и преобразовании их в центры информационных ресурсов. Оснащение школьных библиотек техническими и программными средствами учебного назначения позволит создать на их базе медиацентры, которые дадут возможность учащимся и педагогам использовать средства информационных технологий для подготовки к урокам, самообразования.
С целью обеспечения более широкого доступа учащимся к компьютерам, подключенным к сети Интернет, рекомендуется установить компьютеры в школьных библиотеках и подключить их к сети Интернет.
Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет»
В целях выявления наиболее содержательных и значимых образовательных информационных ресурсов, популяризации использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, выявлении и развитии интеллектуального и творческого потенциала учащихся и педагогов общеобразовательных учреждений, а также учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, Министерство образования Республики Беларусь планирует проведение в 2009/2010 учебном году V республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». Информация о проведении конкурса публикуется на сайтах Министерства образования Республики Беларусь – www.minedu.unibel.by, учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» – www.giac.unibel.by, Республиканском портале «Профессиональное образование» – http//ripo.unibel.by.
Управлениям образования облисполкомов и комитету по образованию Минского городского исполнительного комитета рекомендуется своевременно информировать участников образовательного процесса об условиях проведения конкурса, стимулировать к участию и оказывать содействие при его подготовке.
Интернет ресурсы системы образования
Министерство образования Республики Беларусь |
|
НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь |
|
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь |
|
ГУО «Академия последипломного образования» |
|
Республиканский институт контроля знаний |
www.rikz. unibel.by |
Республиканский институт профессионального образования |
|
ГУО «Минский областной институт развития образования» |
|
ГУО «Минский городской институт развития образования» |
|
Минский городской методический портал |
С октября 2009 года планирует начать работу Белорусский национальный образовательный Интернет-портал, который будет являться единой точкой доступа ко всем образовательным ресурсам системы образования Республики Беларусь.
На вышеперечисленных сайтах будут размещены методические материалы по организации образовательного процесса с использованием ЭСО, организации системы повышения квалификации педагогов и другая полезная информация.
Перечень сайтов по учебным предметам типового учебного плана будет размещён на сайте НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь – www.adu.by
Перечень электронных средств обучения
Ниже приведен перечень ЭСО отраслевого фонда программных средств Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь (ГИАЦ); в который вошли ЭСО, прошедшие только техническую и дизайн-эргономическую экспертизу ГИАЦ; ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».
ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» 2006-2009 гг. распространяются ГИАЦ Министерства образования бесплатно.
В ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь можно получить подробную информацию о всех электронных средствах обучения, а также познакомиться с их содержанием.
Наименование ЭСО |
Разработчик, год разработки |
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА |
|
*Беларуская мова. Пачатковая школа. Частка 1 |
РБ / Софт-Перспектива, 2007 |
*Русский язык. Начальная школа. 2-4 классы. Речевой этикет |
РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
*Человек и мир. 1-3 классы |
РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
*Музыка. Виртуальная творческая лаборатория. 4 класс |
РБ / МедиуМ, 2008 |
*Начальная школа. Занятия по интересам. 2-4 классы. Развитие способностей учащихся на основе электронных дидактических игр |
РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
*Русский язык. Начальная школа. 2-3 классы. Занимательная грамматика (для детей с нарушением слуха) |
РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
**Математическое лото |
авт. Савчик В.С. Гимназия №1 г. Мяделя Минской области |
**Изобразительное искусство, 1 класс |
авт. Сабич В.Н. Гимназия №22 г. Минска |
**Электронная поддержка учебного пособия «Учись рассуждать» |
авт. Славников В.В. СШ №2 г. Чаусы Могилевской области |
**Набор игр «Игровая площадка» |
авт. Садовский Е.М. Семенова В.Г., Гордей Д.Н., Богданович В.С. СШ №27 г. Бобруйска Могилевской области |
ПМК «Математика. Начальная школа» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2000 |
ПМК «Русский язык. Начальная школа» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2000 |
ПМК «Начальная школа: развиваем речь» |
РБ / Инфотриумф, 2007 |
ПМК «Пачатковая школа. Беларуская лексіка» |
РБ / Инфотриумф, 2007 |
ПК «Гуляй и вучыся» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007 |
ПМК «Учимся думать» |
РБ / Инфотриумф, 2003 |
МИККИ |
РБ / Инфотриумф, 1999 |
Музыкальный класс |
РФ / КиМ |
Суперинтеллект |
РФ / Новый диск |
ПМК «Роботландия» |
РФ / Роботландия |
БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА |
|
*ПМК «Беларуская мова» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 1999 |
*Беларуская мова. Сярэдняя школа. Частка 1 |
РБ / Софт-Перспектива, 2007 |
*Беларуская мова. Сiнтаксiс i пунктуацыя |
РБ / Софт-Перспектива, 2008 |
*Беларуская лiтаратура. Сусвет роднага слова |
РБ / Софт-Перспектива, 2008 |
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» |
РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005 |
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА |
|
*Русский язык. 5-10 классы |
РБ / ЦИРК БГУ, 2006 |
*Русский язык. 5 класс. Формирование языковой, речевой и лингвокультурологической компетенции |
РБ / Софт-Перспектива, 2008 |
*Русский язык. 5-10 классы. Визуальный электронный комплект учебных средств по русскому языку и культуре речи с методикой применения |
РБ / Софт-Перспектива, 2008 |
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» |
РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005 |
РБ / ИНИС-СОФТ |
|
*Русская литература. Эволюция реализма как художественного направления в русской литературе XIX—XX веков |
РБ / Софт-Перспектива, 2008 |
**Электронное средство обучения «Формирование орфографической зоркости» |
авт. Королько Т.С., Игнатович Т.П. СШ №101 г. Минска |
ПМК «Русский язык. Средняя школа. Ч.1» |
РБ / ИНИС-СОФТ |
ПМК «Русский язык. Средняя школа. Ч.2» |
РБ / ИНИС-СОФТ |
Хрестоматия по русской литературе |
РФ / КиМ |
Библиотека школьника |
РФ / Новый диск |
РФ / 1С |
|
РФ / 1С |
|
РФ / 1С |
|
МАТЕМАТИКА |
|
*Математика. Стереометрия |
РБ / IBA, 2008 |
*Математика. Текстовые задачи |
РБ / IBA, 2008 |
*ПМК «Геометрия 8: поддержка учебника Н.М. Рогоновского» |
РБ / Мозырский государственный педагогический университет, 2005 |
*Универсальный учебный графопостроитель |
РБ / Инфотриумф, 2007 |
*Математика. Информационно-справочная система |
РБ / Софт-Перспектива, 2007 |
**Симметрия |
авт. Анисько А.И., Гуров В.В., Кравченко А.Б. Гимназия №4 г. Витебска |
ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.1» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2003 |
ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.2» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007 |
ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.3» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007 |
ПК «Наглядная алгебра. 9 класс» |
РБ / Инфотриумф, 2007 |
ПМК «Алгебра 10» |
РБ / Инфотриумф, 2003 |
ИПС «Математика в задачах и решениях» |
РБ / Инфотриумф, 2003 |
Открытая математика 2.6. Планиметрия |
РФ / Физикон, 2000-2008 |
Открытая математика 2.6. Стереометрия |
РФ / Физикон, 2000-2008 |
Открытая математика 2.6. Функции и графики |
РФ / Физикон, 2000-2008 |
1С: Репетитор. Математика. Часть 1 |
РФ / 1С |
Уроки алгебры КиМ 7-8 классы |
РФ / КиМ |
Уроки алгебры КиМ 9 класс |
РФ / КиМ |
Уроки геометрии КиМ 7-9 классы. Часть 1. Часть 2. |
РФ / КиМ |
Уроки геометрии КиМ 10-11 классы. Часть 1. Часть 2. |
РФ / КиМ |
ИНФОРМАТИКА |
|
*Информатика и информационные технологии. Информационно-справочная система |
РБ / Софт-Перспектива, 2008 |
**Мультимедийный справочник по основам языка Паскаль |
авт. Садовская Е.И., Москаленко А.К. СШ №45 г. Витебска |
**Электронное средство обучения «Основы веб-конструирования. HTML+CSS» |
авт. Тарасов Д.А. СШ №1 г. Славгорода Могилевской области |
**Основы анимации в Macromedia Flash |
авт. Кузьмицкая С.Г. СШ №140 г. Минска |
**Обучающая программа «Экскурсия по системному блоку» |
авт. Алексеев Т.Ю. Гимназия №6 г. Бреста |
Энциклопедия персонального компьютера и интернета КиМ 2007 |
РФ / КиМ |
Мир информатики |
РФ / КиМ, 2003 |
Мир информатики. 3-4 годы обучения |
РФ / КиМ, 2003 |
ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ |
|
*Физика. 7 класс |
РБ / МедиуМ, 2005 |
*Физика. 8 класс |
РБ / МедиуМ, 2006 |
*Физика. Волновая оптика. Комплект компьютерных моделей |
РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008 |
*Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория |
РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008 |
**Астрофизический портал (http://www.afportal.ru) |
авт. Грабцевич В.И. Могилевский государственный областной лицей №1 |
ПМК «Наглядная физика. 9 класс» |
РБ / Инфотриумф, 2007 |
ПМК «Наглядная физика. Часть 2» |
РБ / Инфотриумф, 2009 |
Уроки физики КиМ для 5-6 классов |
РФ / КиМ |
Уроки физики КиМ для 7-8 классов |
РФ / КиМ |
Уроки физики КиМ для 9 класса |
РФ / КиМ |
Уроки физики КиМ для 10 класса |
РФ / КиМ |
Уроки физики КиМ для 11 класса |
РФ / КиМ |
Открытая физика 2.6. Часть 1. Часть 2 |
РФ / Физикон, 2000-2008 |
Открытая астрономия 2.6 |
РФ / Физикон, 2004-2008 |
REDSHIFT |
РФ / Новый Диск |
ХИМИЯ |
|
*Химия. Химический лабораторный практикум. 7-9 класс |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2008 |
*Химия. Химический лабораторный практикум. 10-11 класс |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2008 |
*Анимация моделей строения вещества и механизмов химических реакций |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007 |
Открытая химия 2.6 |
РФ / Физикон, 2004-2008 |
Уроки химии КиМ 8-9 класс |
РФ / КиМ |
Уроки химии КиМ 10-11 класс |
РФ / КиМ |
БИОЛОГИЯ |
|
*Человек и его здоровье |
РБ / МедиуМ, 2005 |
*Биология. Генетика |
РБ / БГУ, 2008 |
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» |
РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005 |
**Виртуальный кабинет биологии |
авт. Клим С.А. Гимназия №5 г. Минска |
Уроки биологии КиМ 6-7 классы |
РФ / КиМ |
Уроки биологии КиМ 8 класс |
РФ / КиМ |
Уроки биологии КиМ 9 класс |
РФ / КиМ |
Уроки биологии КиМ 10-11 классы |
РФ / КиМ |
Открытая биология 2.6 |
РФ / Физикон, 2000-2008 |
ГЕОГРАФИЯ |
|
*Начальный курс географии. 6-7 класс |
РБ / МедиуМ, 2007 |
*Физическая география Беларуси. 10 класс |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2008 |
Экология. Общий курс |
РФ / Новый диск |
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ |
|
*Английский язык. Начальная школа. Часть 1 |
РБ / МедиуМ, 2007 |
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» |
РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005 |
ПМК «Английская лексика» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2000 |
REWARD. Уровень 1 Elementary |
РФ / Новый диск |
REWARD. Уровень 2 Pre–Intermediate |
РФ / Новый диск |
REWARD. Уровень 3 Intermediate |
РФ / Новый диск |
REWARD. Уровень 4 Upper–Intermediate |
РФ / Новый диск |
Профессор Хиггинс. Английский без акцента! |
РФ / ИстраСофт |
Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента! |
РФ / ИстраСофт |
МУЛЬТИЛЕКС классический |
РФ / МедиаЛингва |
Мультилекс 2.0 большой немецкий |
РФ / МедиаЛингва |
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ |
|
*Гісторыя Беларусі старажытных часоў. 6 класс |
РБ / БГУ, 2005 |
*Гісторыя Беларусі. Беларускія землі са старажытнейшых часоў да сярэдзіны XVI cт. |
РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008 |
*Всемирная история. История древнего мира |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007 |
*Всемирная история. Всемирная история с древнейших времён до конца XVIII века |
РБ / Академия Управления, 2008 |
*Обучающе-тестирующий комплекс «Человек. Общество. Государство» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2006 |
*Отечественная и мировая художественная культура. Часть 1 |
РБ / МедиуМ, 2006 |
*Отечественная и мировая художественная культура. Часть 2 |
РБ / МедиуМ, 2007 |
ПК «Гісторыя Беларусі. Тэматычныя тэсты» |
РБ / Инфотриумф |
ПМК «Гісторыя Беларусі» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2009 |
История России. XX век |
РФ / КлиоСофт |
ЧЕРЧЕНИЕ |
|
**Электронное пособие «Черчение» |
авт. Аксамит Г.Н., Якубович С.А. Гимназия 1 г. Волковыска Гродненской области |
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ |
|
Большая энциклопедия КиМ 2009 |
РФ / КиМ |
Детская энциклопедия КиМ 2009 |
РФ / КиМ |
От плуга до лазера |
Лондон / Dorling Kindersley |
Энциклопедия классической музыки |
РФ / Коминфо |
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ |
|
**Видеоэкскурсия на мемориал «Детям-жертвам войны» |
авт. Тарасеня Ж.В., Морозов Д.А. Жлобинский государственный профессиональный аграрно-технический колледж |
**Годы, опалённые войной. Хроника Великой Победы |
авт. Андреенко Р.Е., Коваленя А.А., Олейник Л.Ф. СШ № 55 г. Минска |
**Киноурок «Память» (Афганистан болит в моей душе!) |
авт. Тимофеев В.А., Разнорович Т.Ю., Побегаев П.В., Харланов А.А. Могилёвский государственный областной лицей № 1 |
**Школа Светофора |
авт. Хаванова С.Н., Шмыгер О.И., Валюк Е.А. Гимназия №1 г. Волковыска Гродненской области |
**Животный мир: открытия и легенды |
Сидорович И.Я., Малашко Е.Н., Мисюк К.А. СШ №7 г. Слонима Гродненской области |
Программы для обеспечения мониторинга и управления образовательным процессом |
|
Десятибальный мониторинг |
РБ / Инфотриумф, 2004 |
ПК «Знак» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2004-2008 |
РБ / ИНИС-СОФТ |
Примечания
1. Символом * отмечены ЭСО, которые разработаны за счет средств республиканского бюджета и распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.
2. Символом ** отмечены электронные средства обучения победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», которые распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.
В научно-методическом журнале «Информатизация образования» публикуется нормативное правовое обеспечение процесса информатизации системы образования, методические материалы и другая полезная информация для учителя.
</article>