Организация итогового повторения в выпускных классах
Цели и задачи
- Оптимально качественно подготовить выпускников школы к итоговой аттестации
- Откорректировать знания
- Организовать эффективное повторение учебного материала
- Осуществить диагностику уровня подготовки
- Использовать индивидуально-дифференцированный подход
Организация итогового повторения в выпускных классах
Вид повторения |
Цель повторения |
Вводное |
Активизация элементов ранее изученного содержания для облегчения изучения нового материала. |
Текущее |
Борьба с феноменом забывания: активизация в ходе работы над темой ранее изученного материала этой же темы. |
Поддерживающее |
Борьба с феноменом забывания: активизация материала ранее изученных тем этого же учебного курса. |
Итоговое |
Активизация материала всего учебного курса для пояснения его логической структуры и выстраивания системы внутрипредметных и межпредметных связей. |
Систематизирующее |
Укрупнение логической структуры изученного материала путем объединения его элементов в группы о тем или иным признакам, выявленным в ходе работы, и выстраивания системы взаимосвязи между этими группами. |
Обобщающее |
Выделение основных содержательных и функциональных линий материала изученной темы, ключевых фактов, алгоритмом и ценностных установок. |
Факторы, влияющие на качество подготовки учащихся к итоговой аттестации
- Различные формы итоговой аттестации
- Отмена занятий по различным причинам
- Отсутствие ученика или учителя по различным причинам
- Психологические проблемы
- Большая нагрузка для ученика и для учителя
- Различный уровень подготовки выпускников
- Опыт учителя
- Организация учебного процесса в школе
Учащийся
- Психолго-педагогические проблемы
- Необходимость решить вопрос о своей дальнейшей учебе
- На период повторения ученик продолжает изучать до 15 предметов, по 4 (5) из которых он должен сдавать экзамен
- Возможные пропуски уроков
- 4 четверть – почти всегда решающая для выставления итоговых оценок
- Проблемы НОТ ученика
Учебные задачи, стоящие перед выпускниками
- повторить весь пройденный материал по предмету
- систематизировать знания
- определить и ликвидировать индивидуальные пробелы в изученном.
Возможные пути решения учебных задач учащихся
Только самоповторение позволит учащемуся достичь желаемых результатов. Главное для преподавателя – это создать условия на уроке для проявления самостоятельности обучаемых, пробуждения их познавательной активности.
Учитель
- Опыт учителя
- Материально-технические возможности школы
- Дидактический материал
- Временные рамки
- Разный уровень обученности и обучаемости учеников
- Возможное отсутствие учителя
Возможные проблемы учителя при подготовке выпускников к сдаче экзаменов, ЦТ
- Незнание (непонимание) «правил игры»
- Неприятие «правил игры»
- Неумение работать по тестовым технологиям
- Незнание особенностей содержания и результатов (типичных ошибок) выполнения КИМов
- Неумение анализировать документы (спецификации, планы экзаменационных работ)
- Незнание (непонимание) критериальной базы, системы оценивания
- Неполное владение материалом программы
- Неумение вести дифференцированную работу с учащимися (проблемы диагностики и организации процесса)
- Отсутствие (нехватка) дидактического материала
Возможный цикл уроков при итоговом повторении
- Семинары – консультации
- Практикум
- Обзорная лекция (обобщение и систематизация знаний)
- Входной контроль (диагностика обученности)
Условия качественной организации уроков итогового повторения
- Обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала;
- vзнакомство школьников с требованиями, предъявляемыми к их подготовке;
- vвыделение узловых вопросов программы, предназначенных для повторения;
- vиспользование различных видов повторения (вводное, текущее, поддерживающее, итоговое, систематизирующее, обобщающее);
- vиспользование схем, моделей, опорных конспектов, справочников.
Диагностика уровня обученности
Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.
Уроки-лекции
(систематизации и обобщения знаний)
- Обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного и усвоенного материала
- Раскрывается перспектива учебной деятельности, устанавливается связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить. Ученики убеждаются, что эти идеи интересны и важны.
- Учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения задач.
- Освещаются вопросы теории: происходит обобщение учебного материала, даются приемы и методы решения задач, углубляются и расширяются знания учащихся.
Практикум
На этих уроках даются образцы решения задач.
Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.
Семинары-консультации
- Различные формы проведения
- Индивидуальный подход к учащимся
- Работа с дополнительной литературой
Условия успешности итогового повторения
Итоговое повторение станет успешным, если:
- будет обеспечена положительная мотивация учащихся на повторение ранее изученного материала;
- в учебном процессе будет реализован личностно-ориентированный подход;
- будет применяться система задач, которая способствует расширению, углублению, систематизации знаний учащихся;
- содержание повторяемого материала и способы его подачи будут способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках и в процессе самостоятельного приобретения знаний;
- в процесс деятельности учащихся в арсенал приемов и методов мышления будут включены индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация;
- будут использоваться передовые педагогические технологии