Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Реализация республиканского проекта «Родительский университет».

Дата: 17 января 2022 в 13:24
Автор: Зажеко Е. В.

Реализация проекта «Родительский университет» осуществляется согласно рекомендаций Министерства Образования РБ: школьная программа разработана на основании Приложения 3 к ИМП «Примерная программа реализации проекта «Родительский университет» с учетом возраста детей. Для законных представителей на 1 ступени образования разрабатывается тема «Мой ребенок – младший школьник», на 2 ступени –«Мой ребенок – подросток»,  на 3 ступени – «Мой ребенок – старшеклассник». Работу университета осуществляют классные руководители: в планы воспитательной работы включены классные родительские собрания, одним из вопросов повестки которых является тема родительского университета (не реже раза в четверти). Также проводятся консультации для родителей в соответствии с перечнем рекомендованных МО тем. Такая организация работы представляется наиболее рациональной, т.к. школа является сельской и малокомплектной.

Таким образом, работа «Родительского университета занимает центральное место и играет ведущую роль в структуре психолого-педагогического просвещения родителей.

Занятия университета проводятся, обычно, в последнюю учебную неделю перед каникулами, в том числе в шестой школьный день.

Так на протяжении 2020/2021 учебного года проведено 40 заседаний родительского университета (1-9, 11 классы), порядка 30 консультаций для законных представителей обучающихся (1-9, 11 классы). Из них 12 заседаний проведено в 6-й школьный день, 15 заседаний и порядка 20 консультаций проводились в формате онлайн.

В 2021/2022 учебном году проведено 10 заседаний университете (для 1-10 классов в срок с 25-30 ноября), из них 2 в 6-й школьный день. В октябре 2021 г. для законных представителей 1-10 классов были организованы онлайн-консультации по вопросам воспитания детей в рамках родительской субботы 14.10.2021 (10 консультаций).

До конца 2021/2022 учебного года запланировано проведение еще 30 заседаний и порядка 20 консультаций для законных представителей обучающихся 1-10 классов. Исходя из рекомендаций Министерства здравоохранения работа по реализации проекта до конца декабря 2021г. перенесена в онлайн-формат.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов, III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования

 Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты. Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При 4 этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка. Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка. Основные задачи Родительского университета:  формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;  формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;  обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;  организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д. Целевая группа – родители (законные представители) учащихся. Направления работы Родительского университета: I. Организационное: 5  формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;  разработка «Интернет-сайта родительского университета»;  создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.). II. Информационно-просветительское:  презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;  организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания: - правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи; - психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка; - гражданское: о путях развития образования, школы.  консультирование родителей по юридическим, психологопедагогическим и другим проблемам. III. Содержательное:  научно-методическое обеспечение формирования психологопедагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;  расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом. Воспитательная деятельность Родительского университета строится: - на оценке родителями собственного жизненного опыта; 6 - на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы; - на стабильном общении детей и их родителей; - на формировании атмосферы поиска новых знаний; - на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребѐнка; - на развитии творческих способностей членов семьи; - на умении видеть результаты развития детей; - на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха. Работа Родительского университета организуется с учѐтом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням: I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования, II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования, III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования. Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания. Формы проведения занятий:  традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические 7 тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);  дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях). Ожидаемые результаты работы Родительского университета: - формирование у родителей осознанного отношения к родительству; - повышение интереса родителей к самообразованию; - удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.; - повышение уровня педагогической культуры родителей; - активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением; - развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования; - охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения. Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учѐтом возрастных психологических особенностей учащихся. 8 ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов № Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки проведения Форма проведения Ответственные 1 1-е классы 1.1 Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социальнопсихологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе сентябрь лекция/ практикум / вебинар классный руководитель, педагогпсихолог, медицинский работник 1.2 Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарногигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника ноябрь беседа/ практикум / мастеркласс классный руководитель, медицинский работник 1.3 Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи январь круглый стол/ дискуссия/ форум классный руководитель 9 семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться 1.4 Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоциональночувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка апрель семинарпрактикум /психологи ческий тренинг педагогпсихолог 2 2-е классы 2.1 Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учѐбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка октябрь беседа/ семинарпрактикум / вебинар классный руководитель 2.2 Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. декабрь круглый стол/ классный руководитель, 10 Здоровье школьника и его успехи в учѐбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья семинарпрактикум / вебинар медицинский работник 2.3 Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка февраль лекция/ семинарпрактикум /психологи ческий тренинг педагогпсихолог, педагог социальный 2.4 Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии май круглый стол/ форум/ дискуссия/ классный руководитель 11 работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться мастеркласс 3 3-е классы 3.1 Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребѐнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям сентябрь беседа/ семинарпрактикум / вебинар классный руководитель 3.2 Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников декабрь лекция/ семинарпрактикум / мастеркласс педагогпсихолог 3.3 Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и январь беседа/ дискуссия/ практикум педагог социальный, медицинский 12 навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни работник 3.4 Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви апрель семинарпрактикум /психологи ческий тренинг педагогпсихолог, педагог социальный 4 4-е классы 4.1 Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины сентябрь лекция/ вебинар педагогпсихолог, медицинский работник 13 учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников 4.2 Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие декабрь круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинарпрактикум классный руководитель, педагог социальный 4.3 Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером февраль конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинарпрактикум педагогпсихолог, классный руководитель 14 4.4 Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире май круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар классный руководитель ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся I-IV классов Класс Темы консультаций для родителей Ответственные 1 Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный 2 Воспитание вежливости Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребѐнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании духовноклассный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный 15 нравственных ценностей ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением 3 Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребѐнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный 4 Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребѐнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних 16 ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов № Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки проведения Форма проведения Ответственные 1 5-е классы 1.1 Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе сентябрь семинарпрактикум / вебинар классный руководитель, педагогпсихолог, медицинский работник 1.2 Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками ноябрь круглый стол/ беседа/ семинарпрактикум классный руководитель, педагогпсихолог, педагог социальный 1.3 Тема 3. Ваш ребенок вырос. февраль лекция/ педагог- 17 Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста беседа/ вебинар психолог, педагог социальный, медицинский работник 1.4 Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета май круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар классный руководитель, педагог социальный 2 6-е классы 2.1 Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы сентябрь лекция/ беседа/ вебинар педагогпсихолог, педагог социальный, классный руководитель 18 семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка 2.2 Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. декабрь семинарпрактикум / вебинар/ психологи ческий тренинг педагогпсихолог, классный руководитель 2.3 Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила март круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинарпедагогпсихолог, классный руководитель 19 медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях практикум / мастеркласс 2.4 Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период май конференция/ семинарпрактикум / вебинар педагог социальный, медицинский работник 3 7-е классы 3.1 Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14- летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учѐбе сентябрь лекция/ беседа/ вебинар педагогпсихолог, медицинский работник 3.2 Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы ноябрь круглый стол/ беседа/ вебинар педагог социальный, инспектор по делам 20 и причины правонарушений. Подростки «группы риска» несовершеннолетних 3.3 Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенкомподростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком февраль конференция/ дискуссия/ форум/ семинарпрактикум /психологи ческий тренинг педагог социальный, педагогпсихолог 3.4 Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех апрель беседа/ семинарпрактикум /психологи ческий тренинг классный руководитель, педагогпсихолог 4 8-е классы 4.1 Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. октябрь лекция/ беседа/ вебинар педагогпсихолог, педагог 21 Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей социальный 4.2 Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») декабрь конференция/ форум/ семинарпрактикум /психологи ческий тренинг педагогпсихолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних 4.3 Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения март беседа/ семинарпрактикум / вебинар педагогпсихолог, педагог социальный 4.4 Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. май круглый стол/ конференция/ семинарпрактикум педагогпсихолог, социальный педагог, классный руководитель 22 Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детскородительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов /психологи ческий тренинг 5 9-е классы 5.1 Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе сентябрь лекция/ конференция/ вебинар педагогпсихолог, классный руководитель, медицинский работник 5.2 Тема 2. Агрессия, еѐ причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины ноябрь беседа/ семинарпрактикум / вебинар педагогпсихолог, педагог социальный 23 агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка 5.3 Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье. Профилактика вредных привычек февраль лекция/ беседа/ семинарпрактикум педагогпсихолог, классный руководитель, педагог социальный 5.4 Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. апрель конференция/ форум/ семинарпрактикум / вебинар педагогпсихолог, социальный педагог, классный руководитель 24 Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.