Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Сожженные в войну деревни Солигорщины.

Дата: 8 мая 2020 в 15:45, Обновлено 11 мая 2020 в 09:36
Автор: Севрук К. А.
594 просмотра

Актив ПО "БРСМ" и актив пионерской дружины имени Дмитрия Тимофеевича Гуляева возложили цветы на месте сожженых во время Великой отечественной войны деревень Ходыка и Сухая Миля.

https://esoligorsk.by/novosti/v-soligorske/257-eksklyuziv/55987-sozhzhennye-v-vojnu-derevni-soligorshchiny-oshelomlyayushchie-fakty-i-zhutkie-vospominaniya-vyzhivshikh


На сайте национального архива Республики Беларусь размещена база данных "Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны". Сегодня в ней содержатся сведения о 9097 уничтоженных населенных пунктах. 51 деревня относится к современной территории Солигорского района. В военное время это были сёла Старобинского, Ленинского, Стародорожского, Краснослободского, Лунинецкого районов. Самые кровавые карательные операции на этих землях проводились в 1943-1944 годах. Их результатом стало уничтожение более 3 640 дворов, убийство и сожжение более 5 100 жителей. И это лишь документально установленные факты... 
Некоторые населенные пункты так и не были восстановлены. С карты района навсегда исчезли деревни Ямное, Ходыка, Сухая Миля, Дубровно и несколько хуторов. 
Каратели действовали оперативно, в основном, по одному и тому же сценарию: врывались в деревню, сгоняли жителей в большой сарай, расстреливали, поджигали, забирали скот и провизию и оправлялись в следующую деревню. Часто случалось, что сельчан предупреждали о готовящемся налёте партизаны. В таких случаях жителям деревень удавалось лишь на время отложить трагическую участь. Каратели либо находили их в лесу и расстреливали на месте, либо возвращались в деревню спустя несколько дней и, застав крестьян в их жилищах, вершили кровавую миссию. 
Пощады не было никому. Просьбы матерей оставить в живых их детей лишь разжигали в убийцах агрессию, немощные старики становились объектами насмешек, молодые женщины подвергались жестокому насилию. Выжить в этом полыхающем аду удалось единицам. Они спаслись чудом: кому-то удалось спрятаться на чердаке или в погребе и потом сбежать в лес, другие, получив ранение, притворились убитыми и смогли избежать смерти. 
Сохранились и воспоминания жителя сожженной деревни Сухая Миля. Мареку Добролету в начале войны было 9 лет. Уже в преклонном возрасте он рассказывал журналистам, как в их деревню ворвались немцы. Мужчин оставили в селе, а женщин и детей погнали в лес. По дороге полицай из соседней деревни сказал, что сельчан будут наказывать за помощь партизанам. "Все женщины начали всхлипывать, - рассказывал Марек. - Хотя еще никто толком и не знал, что будет. Думали, что мужчин повезут на допросы насчет партизан. Но, как только нас остановили в лесу, со стороны деревни послышалась непрерывная стрельба… Затем повалил со стороны деревни густой ядовитый дым. Мы, малыши, не совсем различали, что да как. А женщины сразу заголосили. Говорят, явственно запахло горелым мясом....". К женщинам и детям в тот раз захватчики проявили невиданную милость: подержав сутки в неизвестности, отпустили домой. Но по возвращении в родную деревню жители нашли только пепелище и дымящиеся останки мужчин – отцов, мужей, сыновей... 28 мужчин сожгли каратели, всех их похоронили в братской могиле. 
Памятники, мемориальные комплексы, архивные фото, отрывки писем и документов – только эти немые свидетели трагического прошлого рассказывают сегодня о тысячах наших земляков, расстрелянных и сожженных. И нам обязательно нужно оставить в свой душе место для светлой памяти о тех, кто, став пеплом, остался частью истории нашей земли.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.